В гимназии М.Н.Стоюниной училась Н.А.Митина вместе с Олей Субботиной.

Нина Гаген-Торн
|
Гимназия. Сначала либеральнейшая, с оттенком демократизма гимназия Стоюниной. Ходили все девочки в голубых сатиновых халатах и легких тапочках, которые оставались в гимназии. Преподавали великолепные учителя: Н.О.Лосский, муж дочери Марии Николаевны Стоюниной, читал в VIII классе логику, а И.И.Лакрин — психологию. Стоюнинки гордились своей гимназией и своей свободой обращения. Детей не стесняли. Мне позволяли под халатом носить привычные мне штаны и матроски. Мы с Татой Глебовой и Мухой Гвоздевой, трое из нашего класса, ходили одетые мальчиками. |
Четыре года я училась у Стоюниной, но потом мы переехали <…>Меня перевели в другую гимназию. <…> В гимназии княгини Оболенской сняли с меня мальчишеские штаны, надели коричневое платье с черным передником и запретили носить носки. Это было первое и неодолимое насилие надо мной. *Н.И.Гаген-Торн. Memoria
( далее ) Группа преподавателей и гимназисток. Сидят во 2-м ряду: 1-й слева - преподаватель русской истории С.А.Князьков, 2-я слева - преподаватель французского языка Л.П.Статсбадер, 3-я слева - преподаватель немецкого языка Е.И.Киль, в центре - М.Н.Стоюнина, 1-я справа - преподаватель всеобщей истории А.М.Петрункевич, 2-я справа - преподаватель французского языка С.Э.Васенко, 3-й справа - администратор, директор гимназии (1915-1918) И.А.Челюскин, 4-й справа - преподаватель русской словесности, поэт В.В.Гиппиус; стоят: 1-й справа в 3-м ряду - преподаватель математики Н.Н.Ковригин, 2-я справа в 3-м ряду - ученица Екатерина Умова, 1-я в 4-м ряду - ученица Анастасия Иванова, 2-я слева в 5-м ряду - Мария Шостакович. 1917 г.
Во главе гимназии стояли фактически три человека: М. Н. Стоюнина, В. Я. Стоюнин - инспектор и преподаватель родного языка и литературы, и П. Ф. Лесгафт, работавший в гимназии без вознаграждения.
В гимназии впервые в России в число обязательных ежедневных занятий были включены физические упражнения. П.Ф.Лесгафт, работая бесплатно, взял на себя руководство физическим, нравственным и умственным воспитанием учащихся, а на уроках гимнастики всегда присутствовал лично. По предложению Лесгафта было решено заменить оценки аттестацией, полностью исключить наказания, воздержаться от поощрений. Все учебные предметы были разделены на четыре группы: общеобразовательные предметы, языки, занятия по искусству и физические упражнения.
Стоюнинки в гостях у Репина в Пенатах. Угощение учениц гимназии в столовой "Пенат" и раздача подарков. М.Н.Стоюнина стоит сзади в центре, справа от нее - Н.Нордман-Северова, гражданская жена И.Е.Репина .
26 января 1911 Финляндия/Куоккала. Автор: Булла Карл Карлович
Петр Францевич почти ежедневно присутствовал на педагогических советах, на которых обсуждались занятия. Разрабатывалась и уточнялась их методика, составлялись анкеты для родителей.В 1882 году по инициативе П. Ф. Лесгафта при женской гимназии М. Н. Стоюниной были открыты двухгодичные Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, началось развитие русской научной системы физического воспитания. Лесгафт был всегда исключительно строг в своих требованиях, и это послужило в конце концов причиной его ухода. Несмотря на это М. Н. Стоюнина сохранила благодарность к Лесгафту за все, что он сделал для учебного заведения.
.Домашний спектакль в мастерской художника И.Е.Репина в "Пенатах" в присутствии учениц гимназии
М.Н.Стоюнина сидит 3-я справа
В школе преподавали выдающиеся педагоги - профессора университета, Политехнического института. В ноябре 1888 г. скончался В. Я. Стоюнин. Мария Николаевна нашла в себе силы продолжить общее дело. Большое внимание уделялось в гимназии подбору преподавателей. Согласно «Адресной книги города С.-Петербурга на 1892 г.» в женской средней гимназии Стоюниной было 23 учительницы, 18 преподавателей мужчин, 3 законоучителя (священника) и врач.

М.Н.Стоюнина - директор гимназии (2-я слева), И.Е.Репин с Н.Б.Нордман-Северовой и родственниками у накрытого к чаю стола (в столовой "Пенат").
Л. Аренс вспоминает о жене М.Волошина Марии Степановны Заболоцкой У Марии Степановны Заболоцкой было трудное, тяжелое детство. Отец — поляк, квалифицированный рабочий, а мать — из староверческой семьи, которая ей не простила брака с чужим по вере человеком. Отец рано умер, и мать из милости пустили какие-то дальние родственники жить “в углах”. Был брат Степан, но он ушел в беспризорники и где-то, видимо, пропал. Мать была туберкулезная, и трудно ей давалась жизнь. Маруся обожала мать, стала думать, как ей помочь, и решила, что если она отравится, то матери одной будет легче прожить. Марусю брала к себе какая-то добрая женщина-врач <...>, а Маруся исхитрилась и крала у нее яд. Когда ей показалось, что его хватит, чтобы отравиться, она забралась на чердак того дома, где жила, и отравилась. Кто-то услышал стоны, и ее отходили в больнице. Поразило всех, что самоубийство пыталась совершить девочка 12 лет, чтобы облегчить участь матери, и об этом случае было напечатано в газетах.
Начальница нашей гимназии Мария Николаевна Стоюнина прочла в газете об этой девочке и поехала узнать, как и чем можно ей помочь. Она устроила Марусю жить в одной знакомой семье и стала готовить ее к поступлению в гимназию. Готовили ее бесплатно наши же учителя. К нам она поступила в 5-й класс уже хорошо подготовленной, была старше нас на два года и отличалась ярко выраженным характером и самостоятельностью своих мнений
|

Н.Б.Нордман-Северова (1-я справа), гражданская жена И.Е.Репина, показывает ученицам гимназии М.Н.Стоюниной (2-я справа) мастерскую художника. Частная гимназия Стоюниной просуществовала до 1918г., когда была национализирована.
Мария Николаевна продолжала руководить ею до 1920 г.
Осенью 1922 г. М. Н. Стоюнина покинула Россию с семьей своей дочери.