go_away_ira: (Default)
[personal profile] go_away_ira
    Сегодня проспали праздник у Миши в школе - день матери. Миша очень хотел, чтобы мы пришли, но не вышло, очень мне плохо  было.
    В России мы с Мишей всегда так или иначе помнили про 9 мая. Иногда ездили в парк Победы , лазили по окопам и блиндажам, гуляли у фонтанов с флажком, смотрели фильмы на улице и слушали концерты. Как-то Мишка слушал концерт в Коломенском на берегу реки. Один раз боясь облав на непрописанных в Москве сидели дома, просто слушали песни. Один раз с мамой Олега ходили на кладбище, завернули со старушкой к братским госпитальным могилам .Один раз у деда поминали, ездили тоже на кладбище, как всегда могили умерших от ран убраны были красным.

И можно кликнуть по фото фляжки ;( Станет понятно, почему праздник горький и почему мой муж его не празднует...


    А мачеха когда-то выкинула вместе с "хламом" семейную реликвию, немногое, что мой папа сохранил из детства - дядину фляжку солдатскую , побитую, помятую, поцарапанную, совсем уже без камуфляжной краски, которая прошла три войны (финскую, отечественную и на востоке после 45-го года). Дядю папиного призвали на срочную на финскую, а пришел с войны только в 1949 году. Дядька про войну не любил говорить, все награды тут же отдал пригоршней ребятишкам, а сам целый год сидел перед окном и никуда не выходил в выходные. Говорили контузия, крутили пальцем у виска.  Отступал дядька от самой границы, шоферил. Как он жив остался непонятно. Я помню от его рассказов только то,что говорил пониженным голосом и про отступление, про связистов тянувших связь туда, откуда он только-только успел умчаться на грузовике от немцев, про офигевшее перепуганное начальство, про грабежи. Ничего героического. Приглашала дядю в школу на сборы пионерские 9 мая, а дядя твердо отказывался.
    Здесь Олег и не вспоминает о 9 мая. Ничего Мишке не рассказывает. Я не знаю, что мне рассказать Мише при Олеге. Я могу только смотреть в окно, а рассказываю я потихоньку, когда читаем с Мишей книжки, нахожу что-то интересное из документов. На днях Мишка читал на английском про спутник, про холодную войну. Стала искать ему про ракеты Фау, наткнулась на книжку Голованова и на документы про поиски группой Королева документов и материалов по немецкому ракетному проекту, увидели фото с упавшими на Лондон немецкими ракетами. Не получилось рассказа о космосе и космонавтике, опять одна война.
    Я не могу ничего рассказать Мише. Я не знаю что и как рассказать. Читать для Миши кусочки из книги Гвидо Кнопа "Дети Гитлера" о гитлерюгенде и фашизме ? С таким же успехом я могу рассказать о пионерском детстве, разница невелика, все удивительно похоже. Читаю дневник девочки во время окупации Ялты и так тяжко на душе. Солдаты верхмахта оттащившие девочку от неразорвавшейся авиабомбы и прикрывшие девочку своим телом - они же оставались сами собой вопреки всему, как и многие люди  с нашей стороны.
    От войны никому не было хорошо и никакой победы ни над кем не было. Всем хреново.
Я лучше буду праздновать день матери. Будем пить с Мишкой чай с вареньем из винограда, смотреть кино про морских рыб, про жизнь шельфа, про морские раковины, наслаждаться тишиной.

Date: 2008-05-09 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] birdwatcher.livejournal.com
О, тоже только что ялтинскую историю прочел. Распечатаю, переплету, поставлю на полку -- дети, когда найдут, прочтут.

Date: 2008-05-09 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/
Да зачем читать о гитлерюгенде. Почитайте с ним дневник Тани Савичевой, расскажите о блокаде Ленинграда.
Грустно было читать Ваш пост. Ведь, может, и мне предстоит воспитывать ребенка в Штатах, где не празднуют 9 мая.

Date: 2008-05-09 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com
Европа может искренне праздновать, а Россия - нет. Праздник для нас с гнильцой. Дети - жертвы войны в любых странах, с любой стороны. А взрослые в красной армии за что воевали ? Чтоб в конце концов на фляжке выцарапать памятный рисунок о покорении Явропы ? Я помню как меня , девочку в 17 лет, назвала пожилая женщина в вильнюской гостинице окупанткой. Я ничего не могла понять за что, что я сделала плохого, за что такая ненависть, ведь я только Чюрлениса приехала посмотреть и органную музыку послушать... Вот за эти самые фляжки с рисуночками из-за которых нам стыдно, что мы - русские. И та женщина винила меня за грех моих соотечественников, за мою бывшую страну. И я не могу привесить гордо парадную ленточку, не могу. у меня в глазах та женщина, тот стыд и унижение от горькой правды.

Date: 2008-05-09 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/
Я понимаю Ваши чувства. В прошлом году меня страшно раздражали квасные патриоты из России, которые устроили погромы в Таллине за то, что эстонцы осмелились перенести (а не снести) Бронзового солдата с площади на кладбище.
Но ведь есть масса фронтовиков, которые вообще в Прибалтике не были. А воевали - за себя. Чтобы их дома не сожгли, чтобы их детей не убили. И было бы несправедливым забывать об этом.

Date: 2008-05-09 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com
Дядя в финскую за кого воевал ?
Для чего с нашей стороны было столько чисто наступательного вооружения перед войной ? Масса фронтовичков готовилась к завоеванию Европы и мировой революции. Мама мне рассказывала, что она перед войной распевала хором, рассказывала про обниматушки и классовую близость с Гитлером в газетках. Её отец -железнодорожник был на военном положении еще задолго до лета 41-го.
Для меня что ребенок погибший от бомбежки в Лондоне, что в Ленинграде, что Дрездене - все равны, все жертвы. Все они отцов не дождались, все на пепелище остались с матерями. Мне жалко детей-верфольфовцев, которых изумленные американцы перевязывали в 1945. Можно радоваться, что война закончилась, но победе какой и над кем радоваться ? Мой отец как был рабом, так и оставался беспаспортным колхозным рабом до самого Хрущева. Как вкалывал с 6 лет , так и продолжал пахать. Из школы за неявку на демонстрацию отца не немцы исключили, школьных завтраков в войну за неправильное происхождение лишили тоже не немцы. Папа вернувшемуся единственному фронтовику-инвалиду - комбайнеру помогал прятать пару мешков необмолоченной ржи, чтобы выжившие дети после войны с голоду не померли. И как горько отцу было рассказывать мне, ребенку, как его старшего друга и наставника забрали за эту рожь, как вскоре умер от голода сын этого посаженного фронтовика... И как отец рассказывал про изчезавших из его класса в войну детишек - детей пропавших без вести солдат. Пятеро одноклассников пропали вместе с семьями, сгинули и больше не вернулись. Отец помнил, что их практически разутых-раздетых НКВДисты посадили в телегу и увезли. Отец всегда наливает стопарик 9 мая , сидит и плачет горько-горько. Война всех сровняла, говорил папа, и враженят и солдатских детей - мы все стали безотцовщиной.

Date: 2008-05-09 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/
Если бы СССР во вторую мировую воевал как гитлеровский союзник, а не как противник, то гордиться было бы и вправду нечем. Вопрос не в том, кто что собирался сделать - а в том, что в итоге было сделано. Немцы собирались всех славян сделать рабами, а Москву затопить. И это было бы похуже, чем даже Советская власть. Этот "проект" не был осуществлен благодаря нашим дедам. Для меня это и есть Победа. Впрочем, я зареклась спорить в ЖЖ, так что это мой последний комментарий. Я понимаю, что мне Вас не переубедить, как, впрочем, и Вам - меня:)

Date: 2008-05-09 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com
Опять обвинения целой нации... Вот потому и не буду праздновать. Буду читать ребенку стихи Гете, радоваться звукам на языке .Буду рассматривать старинные рисунки и фотографии Кенигсберга... Болтать с сыном о Канте и о Лейбнице, об Эйлере, о монадологии и ... Буду скачивать красивые народные немецкие песни. Буду смотреть фильм про Рейн и путешествие по Рейну. Буду смотреть на себя молодую на улице германского городка. И позвоню другу-немцу.

Date: 2008-05-09 11:41 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/
Целую нацию никто не обвиняет. Это было решение Гитлера. А Вы знаете случаи, когда гитлеровская армия не повиновалась Гитлеру? При этом про себя многие солдаты могли быть не согласны, только кто их спрашивал.
Не вижу противоречия между празднованием Дня Победы и любованием Рейном, так же как и прочими живописными видами Германии. Мне лично празднование 9 мая не мешает наслаждаться творчеством Гете. И довольно забавно видеть, что Вы в своем комментарии как бы противопоставляете эти вещи.

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/ - Date: 2008-05-10 12:25 am (UTC) - Expand

Date: 2008-05-09 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com
Я так не считаю, что Россия не может искренне праздновать. Кстати, как раз Франция празднует очень стыдливо, можно сказать, вообще не празднует... так, выходной день и всё.

Date: 2008-05-09 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com
Может и правильно , что не празднуют. Хотя говорят, что в Дюнкерк каждый год съезжаются солдаты бывшей союзной армии, вспоминают горечь отступления, совместную эвакуацию через Ла-Манш. Для нас это чужая война, а чьи-то отцы уже гибли в войне, дети не спали из-за бомбежек. Для Миши это вторая мировая война, а не отечественная.

Date: 2008-05-09 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com
Нет, официально-то они празднуют. И кадры с Саркози с ветеранами я сегодня в газетах видела, я про обычных людей. Они вообще несколько равнодушны, экстраполяция спокойной жизни.

Date: 2008-05-09 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com
И это хорошо. А в России кого-то трясет до сих пор от ненависти, что немецкие старики приезжают в Россиию найти отцовскую могилу, ставят памятник. У них тоже обездолнное страшное детство было, у них тоже отняли отцов и загнали на смерть. Вот жили всю жизнь с похоронкой и мечтали увидеть хоть не отца, а могилку...
Хорошо, что во Франции нет ненависти к соседям-немцам , как в России. У нас праздник - он всегда со злорадством каким-то как кому-то когда-то вломили. Нет победителей в войне, не может быть и праздника. Мало ли какие войны были в истории Европы, кто с кем воевал. Еще бы первобытных людоедов вспомнили, чей пращур кого дубинкой оголоушил... В конце-концов у всех солдат одна праматерь.

Date: 2008-05-09 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com
честно говоря, мне немного странно что ты говоришь. Не видела никогда злорадства в России при праздновании. Наоборот, все всегда вспоминают, что пленных жалели, и всё такое. Вспоминается хотя бы Айтматов, книги которого, Джамиля и Первый учитель, я просто обожаю с детства. Я со второго класса читала много Симонова, включая "живые и мёртвые", и никогда не видела вокруг какого-то такого зверства, про которое ты говоришь. Всегда относились к дню этому, как к "солёному", но светлому. Не вижу чего-то такого, что могло бы мешать помнить и передавать память дальше. Мне кажется, что забвение - это всё-таки плохо. И в этом смысле просто французы несколько стыдятся той войны, может, поэтому такое отношение. Я спросила у девушки про название остановки "50 заложников", а она только плечами пожала. Между тем как это часть их истории.

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-09 10:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-09 10:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-09 11:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-05-09 11:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com
кстати, в России нет ненависти к немцам, я не встречала. И помню, как-то показывали, как встречались наши ветераны с немецкими, и Астафьев, кстати, тоже где-то писал про это. Очень тепло всё было. И в Росии сейчас в качестве второго языка обычно немецкий учат, довольно много контактов, обменов, даже в провинции. Мне не хочется здесь какие-то лубочные картинки рисовать, ты и сама не с луны свалилась, но вот хоть убей, никогда не видела плохого отношения к немцам.

Date: 2008-05-09 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/
Ни разу не замечала в России ненависти к соседям-немцам. И, тем более, никакого злорадства на день Победы.

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/ - Date: 2008-05-10 12:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 01:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_masquer_/ - Date: 2008-05-10 12:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com - Date: 2008-05-10 12:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com - Date: 2008-05-10 01:02 am (UTC) - Expand

Date: 2008-05-10 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] baba-lena.livejournal.com
Где Вы увидели ненависть к немцам ? Вон они у нас, под боком. Или мы у них. ПРиезжают смотреть свою родину и просто отдыхать, женятся на русских.ПРиезжают молодые и старые, этнические какие угодно. Не надо свое виденение в абсолют возводить.

Date: 2008-05-09 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com
Празднуй день матери, если сейчас так больше кажется уместным. Когда Миша подрастёт, сам решит, в конце концов, что ему знать про 9 мая.

Date: 2008-05-09 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com
Солдаты гибли во вторую мировую сильно позже 9 мая... Ты забываешь Японию.

Date: 2008-05-09 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] sparrow-grass.livejournal.com
нет, Ир, я не забываю. У меня дед, как я сказала, воевал с японцами http://sparrow-grass.livejournal.com/216855.html
И тем не менее, капитуляция фашистской Германии - это знаковое событие.

Date: 2008-05-09 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-ira.livejournal.com
Наверно праздник матери - это самый главный праздник и есть, главнее нету.
Мама вспоминала всегда, как в ту войну ее мама ходила к станции встречать теплушки с ранеными с фронта, брала у красноармейцев в стирку одежду за буханку хлеба и за остающийся обмылок. Мама всегда 9 мая вспоминала как ее мама давила серую блестящую массу вшей на одежде и молча плакала , заливалась слезами. Позднее точно также мама встречала составы с пленными вшивыми немецкими мальчиками, и тоже стирала, и плакала над корытом, жалея и этих тоже.
Как можно радоваться в этот день ? Мои родители плакали. Один раз в детстве выпал 9 мая на пасху, так мы ехали в машине на природу а тут по радио минута молчания, Отец машину на обочину и оба с матерью плакали. Никакого праздника, просто память о страшном детстве.
Лучше день матери, чем те страшные воспоминания, слезы родителей. У Гитлера тоже мама была, наверно хорошая как и все мамы. Вот так карты легли. Карма такая.

Date: 2008-05-10 02:33 am (UTC)
From: (Anonymous)
Intersno, chto nichego ne ob'yanit'. Nado podozhdat', let cherez dcat' -- mozhet byt' budut kakie-to novye veyanieya v ponimanii istorii rodnoi strany.

Vonnegut vot pisal kstati:

Легкий ветер с моря трепал его поредевшие волосы.
- Я буду говорить очень непосольские слова,- объявил он,- я
собираюсь рассказать вам, что я испытываю на самом деле.
Может быть, Минтон вдохнул слишком много ацетоновых паров, а
может, он предчувствовал, что случится со всеми, кроме меня. Во
всяком случае, он произнес удивительно боконистскую речь.
- Мы собрались здесь, друзья мои,- сказал он,- чтобы почтить
память "Сита мусеники за зимокарацию", память детей, всех детей,
убиенных на войне. Обычно в такие дни этих детей называют
мужчинами. Но я не могу назвать их _мужчинами_ по той простой
причине, что в той же войне, в которой погибли "Сито мусенкки за
зимокарацию", погиб и мой сын.
И душа моя требует, чтобы я горевал не по мужчине, а по
своему ребенку.
Я вовсе не хочу сказать, что дети на войне, если им
приходится умирать, умирают хуже мужчин. К их вечной славе и
нашему вечному стыду, они умирают именно как мужчины, тем самым
оправдывая мужественное ликование патриотических празднеств.
Но все равно все они - убитые дети.
И я предлагаю вам: если уж мы хотим проявить искреннее
уважение к памяти ста погибших детей Сан-Лоренцо, то будет лучше
всего, если мы проявим презрение к тому, что их убило, иначе
говоря - к глупости и злобности рода человеческого.
Может быть, вспоминая о войнах, мы должны были бы снять с
себя одежду и выкраситься в синий цвет, встать на четвереньки и
хрюкать, как свиньи. Несомненно, это больше соответствовало бы
случаю, чем пышные речи, и реяние знамен, и пальба хорошо
смазанных пушек.

Date: 2008-05-10 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] sani7.livejournal.com
Огромное спасибо за ссылку на дневник девочки и на книгу. К сожалению, мои родственники мне мало рассказывали, считали еще маленькой, наверное...

О ракетах, очень интересно

Date: 2008-05-10 07:51 pm (UTC)
From: (Anonymous)
http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-1/obl.html
From: (Anonymous)
Там четыре книги, одна интереснее другой. Еще есть дневники Каманина про отряд космонавтов.

Profile

go_away_ira: (Default)
go_away_ira

April 2019

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2025 07:56 am
Powered by Dreamwidth Studios